Форум на ОКУЛУС

Тема 6029, сообщений: 2

Автор Сообщение
Mishel
     22 мая 2006 (19:04)

http://rusvals.narod.ru/martinov.html

Евгений Мартынов

"Песня, в которой ты"

У каждого времени своя музыка, свои песни, свои кумиры. Одни исполнители и ритмы приходят на смену другим, что-то забывается, что-то остается в прошлом. Но в этом изменчивом, непостоянном мире эстрадной музыки живут песни, которые люди знают и помнят, которым не страшны ни смерть, ни время, ни коммерция и пошлость. Эти песни наполнены солнечным светом, любовью к людям, потому что сочиняются и поются для сердца и души. Именно к таким песням относятся творения Евгения Мартынова.

Талант Евгения Мартынова, подаривший миру прекрасные вдохновенные песни, берет свое начало в песенной, утопающей в садах Украине и былинном Поволжье, откуда были родом отец и мать. Григорий Иванович и Нина Трофимовна познакомились в прифронтовом госпитале в освобожденной Венгрии. Вернувшись с войны, они поселились в Камышине, где 22 мая 1948 года родился будущий композитор. Григорий Иванович, чтобы содержать семью, вынужден был работать одновременно в нескольких местах - вел уроки пения в школе, занимался с фабрично-заводской самодеятельностью, играл на танцах и парадах, знал столярное и плотницкое дело. Нина Трофимовна работала секретарем-машинисткой.

Несмотря на все трудности послевоенной жизни, переезды из Камышина в Сталинград, а позднее в Донбасс, в доме всегда царила атмосфера нежной и преданной любви родителей друг к другу, к детям.

Женины музыкальные способности проявились рано. Звучание отцовского аккордеона заставляло его бросать свои детские игры и с восторгом вслушиваться в музыку. Он быстро запоминал услышанные мелодии, пел, танцевал, рассказывал стихи и монологи, услышанные в клубе, звучавшие по радио. Как и все мальчишки, Женя увлекался футболом, в школьные годы занимался рисованием, показывал фокусы на школьных концертах. Но музыка постепенно вытеснила все остальные увлечения. Сначала мальчик

учился играть на баяне и аккордеоне, выступал перед соседями и одноклассниками. Поступив в музучилище на дирижерско-духовое отделение, он освоил кларнет и фортепиано.

Потом был Донецкий музыкально-педагогический институт, где о Мартынове заговорили как о прекрасном кларнетисте и саксофонисте, перспективном дирижере, интересном и самобытном композиторе и даже певце. С годами учебы он все сильнее увлекался эстрадой и джазовой музыкой и стал выходить на сцену с микрофоном в руках.

Окончив институт, проработав некоторое время с эстрадным оркестром донецкого НИИ, Евгений Мартынов едет в Москву, к Майе Кристалинской - популярной в те годы эстрадной певице. Кристалинская тепло встретила парня из Донбасса, оценила достоинства его песен и голоса.

Первые песни, привезенные в Москву, принесли успех молодому композитору. Евгений Мартынов рассказывал, что когда Кристалинская впервые исполнила его песню "Березка" на стихи Сергея Есенина и представила молодого композитора публике в столичном Театре эстрады, он ощутил от горячих аплодисментов и добрых улыбок в свой адрес такое счастье, какого до тех пор не испытывал. Видя успех "Березки", певица предложила Мартынову положить на музыку стихи Марка Лисянского "У песни есть имя и отчество", которая была потом записана на Всесоюзном радио и прозвучала в популярной воскресной программе "С добрым утром!". Еще в Донецке в руки молодого композитора попало потрясшее его стихотворение Андрея Дементьева. Так родилась песня "Баллада о матери", зазвучавшая на концертных площадках по всей стране и записанная на грампластинки многими исполнителями - в том числе и молодой певицей Софией Ротару. Именно в ее исполнении "Баллада о матери" прозвучала на заключительном концерте всесоюзного телефестиваля "Песня-74".

На стихи Андрея Дементьева была написана песня-баллада "Лебединая верность", ставшая визитной карточкой и поэта, и композитора.

Песни "Лебединая верность" и "Яблони в цвету" (на стихи Ильи Резника), впервые исполненные на творческом вечере в Центральном доме литераторов, были так хорошо приняты слушателями, что Евгений Мартынов "окончательно и бесповоротно поверил в свою эстрадную звезду - и как композитор, и как певец!".

Но несмотря на успех, молодой композитор столкнулся с жилищными трудностями, некоторое время ему даже пришлось жить на Курском вокзале. Однажды поздним вечером, после записи песен на радио, Иосиф Кобзон предложил композитору подвезти его. Устало улыбнувшись, Евгений попросил отвезти его на Курский вокзал.

- Куда уезжаешь?.. - поинтересовался Кобзон.

- Да нет, я сегодня там ночую...

На следующий день Кобзон повел Мартынова к секретарю ЦК ВЛКСМ, и через месяц у Мартынова появилась первая квартира.

Вьехав в новую квартиру, куда в первую очередь был ввезен рояль, Евгений Мартынов в шутку и одновременно серьезно сказал:

- Теперь можно и жениться.

А в августе 1978 года состоялась его свадьба с девушкой из Киева - Эвелиной. Своего сына Мартынов назвал Сергеем - в честь Есенина и Рахманинова.

Появился свой дом, появились новые друзья, новые поэты-соавторы, новые песни. Вместе с Дементьевым были написаны "Натали", "У Есенина день рождения", "Ласточки домой вернулись"... Самые именитые и популярные поэты - И. Кохановский, В. Харитонов, А. Вознесенский, Л. Дербенев, Н. Добронравов - предлагали молодому композитору свои стихи и подтекстовывали его мелодии.

Середина 70-х годов - время званий и побед: победа на международном конкурсе эстрадной песни "Братиславская лира", на котором впервые победу одержал представитель СССР, исполнивший свою песню "Яблони в цвету"; серебряная медаль на конкурсе "Золотой Орфей" в Болгарии, дипломы и призы "За элегантность", "За артистическое обаяние", "За телегеничность"; всенародную популярность и признание композитору принесла первая пластинка с песнями в авторском исполнении, вышедшая огромными тиражами; его песни стали исполняться зарубежными артистами в Финляндии, Испании, Англии, Канаде, США, Японии...

Песни Мартынова исполняли Людмила Зыкина, София Ротару, Ирина Отиева.

Мелодии рождались сами собой. Евгений Мартынов легко писал их и так же легко дарил, он никогда никому не продавал своих песен и не писал для исполнителей по заказу.

- Пусть поют все, кто хочет. У кого будет лучше звучать, тот и застолбит за собой естественный приоритет. Ведь чем больше поют, тем популярней песня... - говорил он.

Евгению Мартынову удавалось расположить к себе людей, он легко находил контакт с ними независимо от их возраста, должности, национальной принадлежности и социального происхождения, и люди тянулись к нему. В. И. Петров, работавший в Главной редакции музыкальных программ Всесоюзного радио, вспоминал уже после смерти композитора:

- Его нельзя было не любить: настолько он был по-человечески красив, обаятелен, общителен и прост. Я поначалу обращался к нему по имени-отчеству, ведь он был так популярен, знаменит и авторитетен в песенно-композиторских кругах! А потом понял, что Евгений Григорьевич для меня как сын родной - просто Женя. Вот так, просто и тепло - Женя - его называли все и при разговоре с ним, и во время разговоров о нем. Да и сам он всем представлялся не иначе как Женя Мартынов.

Период 1988-1989гг. был особенно тревожным и неприятным. Наступал период перестройки, в том числе и на эстраде. Постепенно сошли с композиторского эстрадного Олимпа Д. Тухманов, Р. Паулс, М. Дунаевский, В. Мигуля, А. Пахмутова, А. Морозов, О. Иванов и другие композиторы. На смену хорошим искренним песням с замечательными стихами и прекрасной музыкой пришли те страшные бездарные "творения", которые до сих пор царят на современной эстраде. Это вызвало отчаяние, непонимание:

- Что же делать?.. Русская песня гибнет, "рак-музыка" и "Утренняя пошлость" (передача "Утренняя почта") ее окончательно доконают. "Песня года" превращается в "Песню гадов"!..

- Публика становится какой-то более чужой... Нельзя сказать, что я прохожу плохо... Но в зал лучше не вглядываться: глаза на тебя смотрят уже не те, лица тоже не родные, жвачку жуют, курят, разговаривают во время концерта, кричат что-то, ходят по залу... Да, эта публика пришла уже не на Мартынова... - говорил Евгений Мартынов в последние месяцы жизни.

Он ушел в 42 года... Остановилось сердце, оборвалась жизнь... Но остались его песни.

Летом 2000 года в Донецке прошел фестиваль, посвященный памяти Евгения Мартынова. Его организатор, родной брат Евгения - Юрий Мартынов говорил, что зал пел так громко, что временами даже заглушал артистов. Евгения нет, но его песни продолжают жить, их помнят и любят, их поют новые исполнители.

Помните, в прекрасной песне "Лебединая верность" есть строки:

Я хочу, чтоб жили лебеди!

И от белых стай,

И от белых стай

Мир добрее стал...

То же самое можно сказать о песнях Евгения Мартынова. Они, словно белые лебеди, несут людям добро, свет, красоту. Каждая песня Евгения Мартынова - это гимн счастью, любви, жизни!

А закончить этот рассказ хочется словами Александры Николаевны Пахмутовой:

"Настоящая красота не может быть без доброты. Талант Евгения Мартынова был добрым, искренним, неповторимым. И поэтому песни его будут жить, будут петься людьми с любовью и благодарностью".

Mishel
     23 мая 2006 (17:07)

Ребята,это такой одаренный человек,добрейшей души-может,кто посмотрит карту,плиз.,.так хочется знать особенности -и почему так рано ушел из жизни.. :o


Добавить сообщение в тему

Только для зарегистрированных пользователей!  Зарегистрироваться?
Внимание! Информация по просьбе участников форума из сообщений не удаляется.

имя (псевдоним)
пароль
 
    Описание значков форматирования
новое сообщение







загрузка карты
  Разрешена загрузка файлов до 1Мб и типов .jpg, .gif или .png!

   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!


Пояснения


Новое на Джокере